понедельник, 3 сентября 2012 г.

Гипотеза Бога

Последнее время редко читаю Русский репортер, но сегодня перед электричкой купила «на почитать в пути». В этом номере – последнее интервью покойного академика Капицы. Так как антиклерикализм нынче в тренде, то на обложку для привлечения внимания было вынесена цитата Капицы «Я - русский православный атеист». На прочитать само интервью меня не хватило, но одну выноску зацепила, потому что встретила там прекрасную формулировку, которую никак не могла вспомнить в последнее время: «Я не нуждаюсь в гипотезе бога».

С грустью подумала, что настоящий мудрец Капица (интервью озаглавлено – «Последний мудрец»), может, и не нуждался в гипотезе бога, а вот, ничем особо не одаренная, нуждаюсь. Я изо всех сил старалась последние 10 лет стать мудрецом – но ни физико-математическая школа, ни 5 лет гумфака, ни 2 года философского не смогли его из меня сделать – я оставалась мятущейся душой, не видящей никакой логики в окружающем меня бредовом мире. Вооруженная до зубов естественнонаучной и социо-гуманитарной методологией, я так и не смогла ответить на вопросы – почему мужики такие сволочи? как стать счастливой? как делать добро? как общаться с мамой? почему мир несправедлив? почему в России так уныло? как избавиться от наплывов депрессняка?

Допущение гипотезы Бога волшебным образом преобразило мою картину миру. Из нелогичного, абсурдного, непредсказуемый мир вдруг стал системным, последовательным и логичным. Все ранее необъяснимые явления связались в строгую последовательность, все эмпирические факты выстроились в систему. Я вздохнула с облегчением, и настроение мое объективно улучшилось.

Допускаю, что Сергей Капица гораздо дальше меня продвинулся на пути естественнонаучной мудрости и смог ответить на вопрос «как стать счастливым?», основываясь только на доказанных фактах и научно обоснованных теориях. Но практика показывает, что далеко не все люди Капицы. Поэтому наверняка бог пригодится для счастья кому-нибудь еще. Как гипотеза, конечно.